Может ли муп быть управляющей компанией в жкх

Ликвидация унитарных предприятий

Может ли муп быть управляющей компанией в жкх

Минстрой РФ выступил с инициативой упразднить ГУПы и МУПы с 2018 года в сфере ЖКХ. Представители ведомства считают, что эти формы хозяйствования морально устарели и не являются эффективными для жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому целесообразно передать такие унитарные предприятия по соглашениям концессии.

МУПов и ГУПов скоро не будет

В настоящее время в концессию передаются только самые неэффективные унитарные предприятия. Но в скором будущем от МУПов и ГУПов Минстрой РФ предлагает отказаться вообще. Таким способом ведомство хочет привлечь как можно больше частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

По словам представителей министерства, на сегодняшний день общее количество заключённых концессионных соглашений в сфере ЖКХ достигает почти 700 единиц.

Из них только на 2015 год пришлось более 270 соглашений концессии. В денежном эквиваленте объём частных инвестиций в 2015 году превысил 100 миллиардов рублей.

Это говорит о том, что механизм государственно-частного партнёрства показал свою жизнеспособность.

Такая эффективность натолкнула чиновников на инициативу о передаче всех государственных и муниципальных унитарных предприятий по соглашениям концессии для оптимизации привлечения частных инвестиций в этот сектор экономики. Пока срок передачи назначен на 1 января 2018 года.

Получается, что управляющих организаций в форме государственного или муниципального унитарного предприятия есть ещё время, чтобы перейти в новую форму хозяйствования или подыскать несколько перспективных инвесторов для заключения выгодного соглашения концессии.

По мнению Минстроя, данная мера позволит ускорить процедуру по передаче “проблемных” управляющих организаций в форме МУПов и ГУПов в концессию. Идея заключается в том, что сами объекты инфраструктуры ЖКХ будут оставаться в публичной собственности, а к управлению и содержанию – привлекаться инвестиции частного бизнеса.

Таким образом, к 2018 году, по задумке Минстроя, по концессионным соглашениям должно быть передано порядка 80% МУПов и ГУПов с тем, чтобы создать в сфере ЖКХ несколько крупных компаний национального уровня. Это позволит быстрее привлечь в коммунальное хозяйство частных инвесторов.

Скорее всего, эта инициатива найдёт большую поддержку, поскольку сам глава Минтроя Михаил Мень является активным сторонником таких концессионных соглашений.

По его словам, взаимодействие между государством и бизнесом уже начало работать и даёт свои результаты.

О полном и плотном сотрудничестве государства и частных инвесторов можно будет говорить, когда количество концессионных соглашений увеличится пятикратно.Опубликован проект закона о прямых платежах между плательщиками ЖКУ и РСО

Концессионное соглашение в сфере ЖКХ

Выше мы много говорили о концессионных соглашениях между МУПами и ГУПами и частными инвесторами. Теперь поговорим о том, что такое соглашение концессии. Эта сфера деятельности коммунального хозяйства регулируется ФЗ №115 от 21.07.2005 года “О концессионных соглашениях”.

Под концессией подразумевается форма государственно-частного партнёрства, по которому государственное имущество передаётся на определённый срок и на установленных условиях частному инвестору, обязующемуся осуществить строительство (реконструкцию) и модернизацию переданного имущества (п.1 ст.3 115-ФЗ). Также по соглашению концессии частный инвестор имеет право получать доход от использования переданного ему государственного имущества.

Концессионное соглашение на сегодняшний день представляет собой наиболее отработанный механизм государственно-частного партнёрства для привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

По этому соглашению имущество находится в собственности у государства. А частный инвестор лишь берёт на себя долгосрочное обязательство по реконструкции или модернизации объекта недвижимости. По закону объект концессионного соглашения должен находиться в собственности муниципалитета или государственного сектора на момент заключения этого договора (п.4 ст.3 115-ФЗ).

МУП или ГУП передаёт частному инвестору своё имущество по концессионному соглашению на основании акта приёма-передачи (п.4.1 ст.3 115-ФЗ).

Инвестор не вправе изменить по своему усмотрению целевое назначение переданного по соглашению объекта недвижимости. Также он не может отдать его в залог, поскольку не обладает правом собственности на объект концессионного соглашения (п.6 ст.

3 115-ФЗ). Он получает лишь право владения и пользования на определённый концессионным соглашением срок.

Инвестор может получать прибыль от осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (п.7 ст.3 115-ФЗ). Этот доход будет признан собственностью инвестора, если концессионным соглашением не установлено иное.

Концессионное соглашение заключается по итогам проведённого открытого или закрытого конкурса (п.1 ст.21 115-ФЗ).

При проведении открытого конкурса, когда заявки на участие могут подать любые инвесторы, информация и протоколы конкурсной комиссии размещаются на официальном сайте в Интернете для ознакомления с ними неограниченным кругом лиц.Правила проведения открытого конкурса по управлению МКД

Сообщение о проведении открытого конкурса размещается конкурсной комиссией на официальном сайте в Интернете не менее чем за 30 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие (п.1 ст.26 115-ФЗ).

Заявки на участие в конкурсе подаются в течение 30 рабочих дней со дня опубликования сообщения о проведении открытого конкурса на официальном сайте в Интернете (п.2 ст.27 115-ФЗ).

Победителем конкурса признаётся тот участник, который предложил лучшие условия. Если на звание победителя конкурса претендуют сразу несколько участников с равными лучшими условиями, то победит тот, кто раньше других представил конкурсное предложение (п.2 ст.33 115-ФЗ).

МУП или ГУП в течение 5 рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения открытого конкурса должен отправить победителю экземпляр этого протокола и проект концессионного соглашения (п.1 ст.

36 115-ФЗ). Проект концессионного соглашения должен включать в себя его условия. Концессионное соглашение подписывается в срок, установленный конкурсной документацией и указанный в уведомлении о проведении конкурса.

Если победитель отказывается или уклоняется от подписания в установленный срок концессионного соглашения, то МУП или ГУП может предложить заключить это соглашение другому участнику конкурса, предложившего аналогичные условия, следующие после предложенных победителем конкурса (п.2 ст.36 115-ФЗ). Победитель конкурса, не подписавший в назначенный срок концессионное соглашение, теряет право на возврат внесённого им задатка.

Концессионное соглашение заключается в письменной форме с победителем конкурса или при его отказе/уклонении с другими участниками, чьи условия признаны лучшими после условий победителя.

Соглашение концессии заключается только при представлении выше указанными лицами документов, предусмотренных конкурсной документацией и подтверждающих обеспечение исполнения обязательств по данному соглашению (п.4 ст.36 115-ФЗ).

Концессионное соглашение вступает в силу с момента его подписания.Как расторгнуть договор управления в одностороннем порядке со стороны УК

Источник: https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/6586/mupy-i-gupy-hotyat-uprazdnit

Может ли муп быть управляющей компанией в жкх – Портал о ЖКХ

Может ли муп быть управляющей компанией в жкх

Особенности ведения деятельности муниципальными унитарными предприятиями.

Статьи по теме

Значительная часть ресурсоснабжающих организаций и прочих важных участников рынка ЖКХ работает в форме муниципальных унитарных предприятий.

В статье мы расскажем об общих характеристиках и особенностях этих юридических лиц, их разновидностях и руководящих нормативных актах.

Читателям будет полезно узнать о том, как МУПы распоряжаются своим имуществом и доходами, а также какие ограничения на их деятельность накладывает законодательство.

Действующий в нашей стране №161-ФЗ (актуальная редакция) определяет возможность создания унитарных предприятий на трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. УП – юридические лица с особой организационной формой. Больше всего распространены именно МУПы, создаваемые и работающие при участии местного самоуправления.

Общие характеристики организационной формы

Государственные унитарные предприятия относятся к бюджетным организациями, и в то же время по закону могут вести коммерческую деятельность. Если говорить о МУПах, то они создаются на уровне муниципалитетов и занимаются удовлетворением их потребностей.

Такие организации могут изготавливать какую-то продукцию. Однако чаще всего предприятия занимаются предоставлением услуг и проведением работ в различных сферах: транспортной, дорожной, жилищной и других. Делают они это обычно по договору с местной администрацией.

МУПы не имеют прав собственников на то имущество, которое за ними закрепляется. Унитарным такое предприятие называется потому, что его имущественный комплекс остается неделимым, он не разделяется на акции, паи и прочие варианты долей. Это касается как сотрудников организации, так и сторонних лиц. Никто из них не может рассчитывать даже на частичную собственность имущества МУПа.

В то же время такие предприятия являются обособленными субъектами экономической деятельности. Они могут вступать во взаимоотношения с властными органами и коммерческими контрагентами для решения своих основных задач. При этом МУПы используют вверенное им имущество и стремятся к получению прибыли.

Перечислим основные отличительные признаки муниципальных унитарных предприятий:

  • управление имуществом, которое запрещено приватизировать;
  • работа связана с решением социальных задач. Такие предприятия часто занимаются предоставлением товаров и услуг первой необходимости по наименьшей стоимости;
  • выполнение определенных видов дотируемых работ и ведение заведомо убыточной производственной деятельности при получении бюджетной поддержки.

Категории субъектов и виды деятельности

Гражданский кодекс в ст. 113 определяет, что унитарные предприятия могут основываться на:

  • праве хозяйственного ведения (МУП, ГУП);
  • праве оперативного управления – казенные предприятия (КУП).

В первом случае юридическое лицо создается решением уполномоченного органа на государственном или местном уровне. Оно работает на основании устава.

Казенные предприятия создаются на базе федерального, регионального или муниципального имущества. Для них также принимается устав. КУПы могут распоряжаться имуществом только при наличии специального разрешения собственника. В названии такого предприятия обязательно присутствует слово «казенное». При нехватке имущества по обязательствам КУПов отвечает государство.

МУПы по договору с администрацией города обеспечивают его жителей различными услугами первой необходимости, например, в жилищно-коммунальной и транспортной сфере. МУПы также могут заниматься дорожным строительством, школьным питанием, благоустройством и озеленением и другими видами деятельности.

Имущество в МУП

Унитарные предприятия на любом уровне, в том числе, и муниципальном, по уставу не могут признаваться собственниками находящегося в их распоряжении имущества. Владельцем в данном случае остается муниципалитет.

Любые действия с имуществом, в том числе, его продажа и сдача в аренду, производятся только при согласовании с местным властным органом.

МУПам также запрещается создавать дочерние общества, так как их собственность остается неделимой.

В то же время эти предприятия могут делать вложения средств в капитал коммерческих компаний, если это не запрещается уставом и местными законами. Прибыль от таких инвестиций учитывается в бухгалтерской отчетности МУПа.

Если унитарное предприятие получает доходы, то оно в определенных пределах может распоряжаться ими на свое усмотрение. Именно из этих средств производятся выплаты заработной платы руководству и сотрудникам организации.

Нормативное регулирование

Правовая база деятельности состоит из следующих основных нормативных актов:

  • Гражданский кодекс (статья 113 и 114). Здесь в целом характеризуются МУПы и описываются общие правила их работы;
  • №161-ФЗ. Более конкретно описывает деятельность предприятий и действующие в отношении них правила;
  • №44-ФЗ. Определяет правила закупки МУП продукции и заказа услуг для нужд муниципалитета.

Получение прибыли

Сохранение муниципальной собственности на имущество, с которым работают предприятия, не означает, что бюджет будет полностью оплачивать их расходы и текущую деятельность. МУПы стараются получать прибыль.

Она является важным источником финансирования.

Государство в последние годы активно стимулирует унитарные предприятия на получение прибыли, и из-за проблем с ее извлечением рассматривает вариант полного отказа от такой формы в пользу концессий и других альтернативных схем.

Доход МУПов важен еще и потому, что он является источником неналогового наполнения бюджета. Унитарные предприятия каждый год производят отчисления от объема заработанных ими средств.

Сроки, размеры и порядок таких платежей определяются федеральным правительством или органами власти на местах.

Оставшиеся у предприятия средства из доходной части используются для материального поощрения сотрудников и руководителей, проведения социальных мероприятий и прочих целей.

Частично заработанные средства могут направляться на пополнение уставного капитала МУПа. Это делается по специальному решению его учредителя.

Источник: https://gkh-rf.ru/upravlyayuschie/mozhet-li-mup-byt-upravlyayushhej-kompaniej-v-zhkh

Муниципальное унитарное предприятие (МУП): особенности управления жилищным хозяйством

Может ли муп быть управляющей компанией в жкх

Значительная часть ресурсоснабжающих организаций и прочих важных участников рынка ЖКХ работает в форме муниципальных унитарных предприятий.

В статье мы расскажем об общих характеристиках и особенностях этих юридических лиц, их разновидностях и руководящих нормативных актах.

Читателям будет полезно узнать о том, как МУПы распоряжаются своим имуществом и доходами, а также какие ограничения на их деятельность накладывает законодательство.

Действующий в нашей стране №161-ФЗ (актуальная редакция) определяет возможность создания унитарных предприятий на трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. УП – юридические лица с особой организационной формой. Больше всего распространены именно МУПы, создаваемые и работающие при участии местного самоуправления.

Ограничения

При описании особенностей муниципальных унитарных предприятий мы уже частично указывали, в чем заключаются ограничения, накладываемые на их работу.

Главный запрет касается свободного распоряжения имуществом, которое неделимо. Любые действия МУПов с ним производятся только с согласия собственников.

Если предприятие продаст кому-то долю в уставном капитале без разрешения муниципалитета, то суд такую сделку признает недействительной.

В отношении МУПов также действует ограничение на создание дочерних компаний. Унитарные предприятия не могут выступать учредителями других организаций с передачей им части имущества.

Находящиеся в их ведении материальные активы могут использоваться только как единый блок, переданный владельцем.

Такое правило позволяет предотвратить выход из-под контроля особого имущества, с помощью которого решаются социально важные задачи.

Финансы в МУП

Минимальный размер уставного капитала, образуемого при создании муниципального унитарного предприятия, составляет 1 000 МРОТ. УК является финансовой основой работы МУПа. Именно он говорит об эффективности ведущейся деятельности.

Прибыль унитарного предприятия после обязательных выплат в бюджет и исполнения обязательств перед собственными сотрудниками может направляться на следующие цели:

  • закупка оборудования;
  • внедрение новых технологий;
  • выполнение мероприятий по охране окружающей среды;
  • повышение размера оборотных активов;
  • строительство, реконструкция и модернизация основных средств;
  • научно-исследовательская и маркетинговая работа.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102544-osobennosti-vedeniya-deyatelnosti-munitsipalnymi-unitarnymi-predpriyatiyami

Муниципальное унитарное предприятие (МУП): что это такое и как создается

Может ли муп быть управляющей компанией в жкх

Среди множества организационно-правовых форм, предусмотренных российским законодательством, есть и муниципальное унитарное предприятие.

Они могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.

Попробуем разобраться, что собой представляет муниципальное унитарное предприятие, кратко называемое МУП.

Организационная форма

Определить правовое положение МУП проще всего исходя из названия этой организационно-правовой формы. Каждое слово в нём является значимым:

  1. «Муниципальное» – это означает, что оно создаётся на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных нужд в какой-то продукции, либо, что чаще – в выполнении какого-либо вида работ или оказании услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.
  2. «Унитарное» – имущество предприятия является целостным и не делится на паи, акции либо иные доли. Владеть частью имущества МУП не могут даже его работники.
  3. «Предприятие» – это обособленный субъект экономической деятельности, являющийся юридическим лицом, выступающий в отношениях с контрагентами либо органами власти от своего имени и имеющий имущество, которым оно управляет.

Имущество

Однако в отношении имущества нужно сделать особую оговорку: МУП не является его собственником. Это означает, что хотя унитарные предприятия и коммерческие организации, но всё, чем они пользуются, находится в собственности соответствующего муниципального образования.

! Добавить вид деятельности в ООО: какие нужны документы и как действовать

Местная власть лишь закрепляет за ним какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету. Именно поэтому МУП делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

  • на праве хозяйственного ведения – собственно, таков гражданско-правовой статус большинства обычных МУП;
  • на оперативном управлении – так называемое казённое предприятие. Этот тип МУП встречается намного реже, потому что оперативное управление не слишком удобно для ведения коммерческой деятельности.

Оперативное управление подразумевает, что на любые действия, связанные с имуществом, требуется получать разрешение от собственника – в данном случае органа местной власти.

В отличие от муниципального предприятия обычного типа, казенные меньше ориентированы на получение прибыли и куда больше зависят от бюджетного финансирования.

Примером казённого предприятия могут служить предприятия электротранспорта (троллейбусов или трамваев) во многих городах.

Распоряжение имуществом

МУП не имеет права продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местного органа власти. Оно также не может создавать дочерние общества.

Однако они могут вкладывать часть финансов в капитал коммерческих обществ или товариществ, если это разрешено Уставом и местным законодательством. Доходы от такого рода вкладов фиксирует бухгалтерская отчетность предприятия.

Кроме того, МУП в определённых пределах может распоряжаться доходами, полученными от своей деятельности. В частности, из них производится оплата труда руководителей и работников общества.

На основании чего действует

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

  1. Гражданский кодекс РФ. В своих ст. ст. 113-114 (ст. 115, касавшаяся казённых предприятий, не действует с сентября 2014 года) этот акт даёт общую характеристику МУП и описывает общие «правила игры» для них.
  2. Закон №161-ФЗ. Он уже конкретизирует деятельность МУП и даёт более чёткое описание правил их работы.
  3. Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд. Однако необходимо помнить: с января 2018 года этот закон станет обязательным к применению в гораздо большем числе случаев. По сути, этот закон будет применяться практически для всех видов закупок, осуществляемых МУП.
  4. Закон № 223-ФЗ. До вступления в силу отдельных норм закона № 44-ФЗ этот акт применяется к большинству закупок, осуществляемых муниципальными унитарными предприятиями. В частности, до января 2018 года именно им должны руководствоваться МУП, заключая договора на субподряд в сфере своей деятельности.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона. Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Как создается

Для того, чтобы муниципальное предприятие начало работу, требуется следующее:

  1. Соответствующий орган местной власти выносит постановление о создании МУП. Оно выносится в тех случаях, когда требуется либо обслуживать имущество, которое по закону не может быть приватизировано, либо чтобы обеспечить население какими-то товарами либо услугами по минимальным ценам. В частности, достаточно часто МУП создаются для обслуживания работы водопроводных сетей, для озеленения и уборки улиц, вывоза мусора, и т. д.
  2. Тот же орган утверждает Устав предприятия. Это единственный учредительный документ МУП. В нем отражается цель, ради которой создаётся предприятие, переданное ему имущество, порядок управления и другие вопросы, связанные с деятельностью МУП. Важно знать: Устав готовится департаментом или другим подразделением муниципального органа власти по управлению имуществом.
  3. Назначается директор. Его полномочия определяются Уставом, однако конкретное назначение производит собственник – местная власть. Муниципальный орган же и заключает с директором трудовой договор.
  4. Производится оценка передаваемого имущества и его полная опись.
  5. Местная администрация обращается в Росреестр с заявлением на регистрацию МУП.
  6. С того момента, как местное отделение Росреестра вносит запись в ЕГРЮЛ (реестр по учёту юридических лиц), МУП может начинать работу.

Далее следует открытие расчётных счетов в банках, постановка на учёт в налоговой инспекции, изготовление печати и ряд других действий – однако к этому моменту основные стадии уже пройдены.

Какой план финансово-хозяйственной деятельности имеет МУП, смотрите в следующем видео:

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

+7 (499) 653-60-72 доб 583 (Москва)
+7 (812) 426-14-07 доб 406 (Санкт-Петербург)


8 (800) 500-27-29 доб 255 (По России)

Источник: https://potrebiteli.guru/zakonyi-i-prava/munitsipalnoe-unitarnoe-predpriyatie.html

Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности

Может ли муп быть управляющей компанией в жкх
Энциклопедия МИП » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности

Что же подразумевает порядок управления подобным строением?

Основы, на базе которых осуществляется управление жилыми объектами, являющимися государственной собственностью России, ее образований и субъектов местного самоуправления, определяются статьей 163 Жилищного кодекса.

Положения, находящиеся в данной статье, являются новшеством для российского жилищного законодательства и в отличие от статей 16, 17 предыдущего кодекса от 1983 года, которые закрепляли централизованную управленческую систему фондом жилья, предлагают систему, которая адекватна для рыночных отношений.

Согласно новому законодательству управление многоквартирным домом, помещения которого являются государственной собственностью, имуществом субъектов РФ или структур местного самоуправления, осуществляется в порядке, который установлен соответствующими уполномоченными органами (гос- или исполнительной власти, структурами местного самоуправления).

В кодексе отсутствует детальное регулирование управленческой системы жилищным фондом государственного или местного уровня через определение звеньев на местном, региональном или федеральном уровнях.

Кодекс устанавливает бланкетную норму, которая определяет, что процедуры руководства многоквартирным домом, помещения которого пребывают в городской, региональной или федеральной собственности, устанавливаются органами, указанными в данной норме. Это позволяет каждому собственнику лично определять порядок управления собственным имуществом, который будет оптимальным в конкретном случае.

Что же подразумевает порядок управления подобным строением? Это означает, что для органов госвласти или местного самоуправления, а также государственных и прочих учреждений, которые отвечают за руководство таким многоквартирным домом, устанавливаются определенные указания, содержащиеся в соответствующих нормативных актах. В таких документах должны быть определены способы, которые помогут достичь управленческих целей, указанных в пункте 1 статьи 161 Жилищного кодекса.

Важно отметить, что несмотря на название статьи, она определяет не только порядок управления многоквартирными домами, помещения в которых пребывают в государственной собственности или субъектов России и структур местного самоуправления, но и теми жилыми объектами, в которых доля такого имущества в общих собственнических правах составляет больше половины.

Специфика объекта управления

Пункт 1 комментируемой статьи Жилищного кодекса определяет специфику объектов управления, помещения которых относятся к собственности Российской Федерации.

Она состоит в том, что на такое строение собственнические права принадлежат одному публично-правовому образованию и ни на одно помещение в нем, независимо от того жилое оно или не жилое, не имеет собственнических прав какое-то другое лицо.

В таком здании нет совместного имущества, это возможно исключительно в тех случаях, когда имеют место два или более владельцев помещений, которые индивидуально определены. Так же исключается наличие общего собрания владельцев. Подобных строений стало больше 1 марта 2013 года после того, как была закончена бесплатная приватизация.

Субъект права собственности

Субъектом собственнических прав в многоквартирном доме, помещения в котором относятся к государственной или муниципальной собственности России, может быть лишь одно лицо.

Если исходить из этого положения, становится понятно, что руководство таким жилых зданием определяется уполномоченным федеральным исполнительным органом, органом госвласти или местного самоуправления, исходя из положений, которые определены Жилищным кодексом. Полномочия органов определяются Правительством России.

Подобный порядок является заменой решению общего собрания владельцев помещений, расположенных в многоквартирных домах, на помещения в которых имеют собственнические права различные лица.

Положения пункта 1 статьи 163 не применяются по отношению к зданиям, которые пребывают в собственности ни одного публично-правового образования, муниципальных образований или физических лиц.

В таком случае управляющим органом многоквартирного дома является его высший управленческий орган – общее собрание владельцев помещений, которые должны в порядке, установленном законом, выбрать один из возможных методов управления, которые указаны в статье 161 в пункте 2 Жилищного кодекса.

Способ управления управляющей организацией

Управляющей организацией является коммерческая структура или индивидуальный предприниматель, которым по решению владельцев помещений передаются полномочия по вопросам управления совместных имуществом, создания безопасных и комфортных условий жизни особ и предоставлению коммунальных услуг.

В данном случае заказчиком услуг такой организации выступают уполномоченные структуры от лица РФ:

  • органы госвласти;
  • структуры региональной власти;
  • муниципальные образования.

Выбирается такая управляющая структура на конкурсной основе. Осуществляется это на основании Постановления Правительства №75, закрепляющей критерии, по которым отбирается управляющий.

Особенности процесса отбора управляющей организации в случае, когда собственником жилья являются органы государственной власти или местного самоуправления:

  • управление управляющей структурой – единственно возможный способ руководства, который заранее предопределен нормативными документами;
  • такая организация выбирается на основании результатов открытого конкурсного отбора. В случае если такой отбор не состоялся – без проведения конкурса;
  • в качестве организатора конкурса могут выступать как сами органы госвласти или местного самоуправления, так и привлеченное лицо, с которым заключен соответствующий контракт.

После того как управляющая организация определена, с ней заключается соответствующий контракт. В данном случае условия заключения такого договора должны быть зафиксированы в конкурсной документации.

Нужно отметить, что разработан специальный порядок, по которому отбирается управляющая организация структурами местного самоуправления. Регламентируется он ФХ № 94 от 21.07.2005 года.

В этом случае заказчиком услуг выступают структуры местного самоуправления/органы, которые ими уполномочены, или юрлица, которые привлечены заказчиком по соответствующему контракту для организации и проведения конкурса.

Выбор управляющей организации

Пункт 2 статьи 163 определяет, что существует один возможный способ руководства многоквартирным домом, если часть в праве совместной собственности на совместное имущество Российской Федерации, ее субъекта или структуры местного самоуправления составляет больше половины. Таким единственно возможным вариантом является управление управляющей организацией.

На законодательном уровне закреплено, что управляющая организация выбирается органом местного самоуправления, исходя из результатов открытого конкурсного отбора, который был проведен согласно Правилам, утвержденным Правительственным постановлением от 06.02.2006 года №75.

Обусловленность подобного подхода состоит в том, что в случае преобладания публичной части в праве совместной собственности на общее имущество в подобном строении, решения по большему числу вопросов, которые бы выносились на ание общего собрания владельцев жилья в многоквартирных домах, были бы изначально предрешены. Это положение в определенных случаях ограничивало бы права и законные интересы лиц, которые владеют и проживают в жилищах такого типа.

Требование, которое законодатель выдвигает к методу выбора управляющей структуры путем объявления открытого конкурса, способствует достижению цели обеспечить одинаковые условия для функционирования организаций различных форм собственности (частной, государственной и др.). Управлять многоквартирным домом, о котором идет речь в статье 163, могут и индивидуальные предприниматели. Контракт с отобранной управляющей структурой должен заключаться на условиях, которые соответствуют требования статьи 162 ЖК России.

Эксперты дают положительную оценку положениям, находящимся в статье 163 ЖК России. Их правильная реализация позволит прекратить беспорядочный подход государственного жилищного фонда.

Источник: https://advokat-malov.ru/tszh/upravlenie-mkd-nahodyashhimsya-v-gossobstvennosti.html

Муниципалитеты ответят по долгам ЖКХ

Может ли муп быть управляющей компанией в жкх

Муниципальные унитарные предприятия – традиционная для России форма организации управления и обслуживания ЖКХ на сельских территориях – неоднократно подвергались критике из-за малоэффективности и убыточности.

Стартовавшая на государственном уровне еще в начале 2011 года кампания по борьбе с неэффективными предприятиями в сфере жилищно-коммунального хозяйства четко обозначила намерения правительства активно привлекать в этот сектор экономики инвесторов с передачей основной массы МУПов и ГУПов в частную собственность.

Согласно первоначально озвученным в правительстве планам, к 2018 году в руки инвесторов должно было перейти 80% таких предприятий. В конце марта прошлого года Минстрой РФ заявил о необходимости ликвидации всех МУПов и ГУПов.

Сегодня, практически спустя год, ведомство пересмотрело свои планы, полагая, что более эффективным подходом к решению задачи станет возложение ответственности за долги унитарных предприятий на их учредителей, то есть муниципалитеты.

Это должно мотивировать местные власти активно привлекать частных инвесторов и тем самым будет способствовать ускорению процесса преобразования МУПов в коммерческие организации, которые куда более заинтересованы и в эффективности своей деятельности, и в получении прибыли.

Основная ставка делается на активное внедрение концессий в сфере ЖКХ, но пока что еще новые принципы и механизмы реформирования устаревших организационно-правовых форм находятся на стадии разработки в Минстрое.

Ответственность муниципалитетов за долги предприятий ЖКХ

По словам Андрея Чибиса, замминистра строительства и ЖКХ, закрепление на законодательном уровне субсидиарной ответственности муниципалитетов за долги МУПов должно побудить местные власти к активным действия по привлечению частных инвесторов. Они будут стоят перед выбором: либо передавать предприятие ЖКХ в частные руки, либо самим отвечать за качество и эффективность их работы. Такой проект закона планируется внести в Госдуму уже в феврале 2017 года.

Отраслевые эксперты, в отличие от позиции Минстроя, настроены не столь оптимистично. Так, Виталий Можаровский, партнер Goltsblat BLP, отмечает, что одной только ответственности местных властей недостаточно для реализации идеи массового привлечения бизнеса в ЖКХ.

Инвесторы не готовы вкладывать серьезные деньги в ремонт объектов ЖКХ. Муниципалитеты, в свою очередь, привыкли жить на субсидии и дотации, не умея развивать бизнес на своей территории, эффективно собирать налоги и стимулировать источники наполнения местного бюджета.

Что будет с концессиями

В Минстрое отмечают, что на данный момент концессии – наиболее распространенная форма привлечения инвесторов в сферу ЖКХ, которую нужно и далее активно развивать.

Сейчас в России действуют около 1,5 тысяч концессий, и для увеличения их количества с этого года разрешается передача ГУПов и МУПов с долгами, если инвесторы соглашаются их погасить. На уровне Минстроя планируется и изменение схемы определения победителя конкурса.

Предложение наиболее низкого тарифа на услуги ЖКХ должно быть заменено на предложение наиболее высокой цены за право управлять предприятием, что позволит отсечь недобросовестных конкурсантов.

Ответственность муниципалитетов или тотальная ликвидация МУПов: проблемы выбора решения

Несмотря на озвучение планов Минстроя внести в Госдуму предложения о введении ответственности муниципалитетов за долги предприятий ЖКХ, в ведомстве все же не исключают, что придется прибегнуть и к кардинальной мере – ввести запрет на работу в жилищно-коммунальной сфере муниципальных и государственных унитарных предприятий. Многое зависит от успешности достижения поставленной цели – передать до 2020 года в концессию 80% таких предприятий, а представители и эксперты отрасли говорят о том, что пока для этого нет серьёзных предпосылок. В пользу доводов последних говорит и зарубежный опыт. Инвесторы не вкладывают средства в неблагополучные предприятия, какими в условиях изношенности инфраструктуры, убыточности и больших долгов являются сегодня МУПы и ГУПы. Отмечается и тот факт, что некоторые компании, берущие в концессию объекты ЖКХ с долгами, решают в большей степени имиджевые, а не коммерческие задачи, либо заключают договоры, ориентируясь на гарантированный спрос. С другой стороны, вряд ли муниципалитет пойдет на передачу предприятия частному инвестору, если МУП работает беспроблемно и приносит прибыль. В результате оказывается, что в сложившихся условиях ни инвесторы, ни местные власти особо не заинтересованы в концессиях, выгодной только одной из сторон.

Изучая сложившуюся в секторе ЖКХ ситуацию, Минэкономразвития придерживается несколько иной позиции, не считая, что проблема – в отсутствии стимулов. По мнению ведомства, не стоит гнаться за количеством конкурсов и концессий – основной акцент нужно делать на создании привлекательных для инвесторов проектов в сфере ЖКХ, чтобы предприниматели видели перспективы своего участия в них. 

Источник: https://law03.ru/news/read/municipalitety-otvetyat-po-dolgam-zhkx

Сфера закона
Добавить комментарий