Сколько в россии управляющих компаний тсж

Информация о ТСЖ/ ЖСК – Администрация Санкт-Петербурга

Сколько в россии управляющих компаний тсж

Согласно постановлению Правительства РФ от 23.09.

2010 № 731  “Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами” юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны раскрывать следующую информацию, это:

а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Товариществами собственников жилья и жилищными, жилищно-строительными кооперативами информация раскрывается, в том числе, путем опубликования информации на 2 сайтах:

1) официальный сайт, определенный Приказом Минрегиона России от 10.12.2012 № 535 (реформаЖКХ точка ру) www.reformagkh.ru.

2) на одном из следующих сайтов, определяемых по выбору товарищества и кооператива, это:

а) сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в Санкт-Петербурге – сайт Жилищного комитета (жикомкомплекс точка ру) www.gilkom-complex.ru);

б) сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность (в Кировском районе Санкт-Петербурга, это официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга (гов точка СПб точка ру) (gov.spb.ru) в разделе – Власть – Администрации районов – Кировский район – Районное хозяйство – Информация о ТСЖ/ ЖСК/ЖК).

Также размещения на информационных стендах (стойках) в помещении товариществ и кооперативов;

размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме.

Товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей – граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме, адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.

За нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, статьей 7.23.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается штраф от 250 000 до 300 000 рублей для юридических лиц, для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей, а при повторном нарушении — дисквалификация от 1 года до 3 лет.»

Также сообщаем, что по вопросам, связанным с организацией деятельности товариществ собственников жилья или жилищных, жилищно-строительных кооперативов и о порядке размещения информации на сайте Минрегиона России www.reformagkh.ru Вы можете обращаться:

Жилищный комитетУправление по работе с  объединениями собственников  жилья и управляющими компаниями Жилищного комитетаАдрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Островского д.11 каб 79Телефон: (812) 576-02-93Руководитель: Шарлаев Сергей БорисовичАссоциация ЖСК, ЖК и ТСЖ г. Санкт-ПетербургаАдрес: Санкт-Петербург, ул.Рубинштейна, д.8 (во дворе, левая парадная)Телефон: (812) 314-41-81эл. почта: akimova-gsk-tsg@rambler.ruИнтернет-сайт: http://www.tsg-union.ruПредседатель ассоциации: Акимова Марина Яковлевна

Методические рекомендации по размещению объединениями собственников жилья раскрываемой информации на сайте www.reformagkh.ru:

Начало работы на сайте

Шаг 1. Как зарегистрироваться на портале

Шаг 2. Как подать заявку на регистрацию Управляющей Организации

Шаг 3. Как назначить Оператора Управляющей Организации

Шаг 4. Как добавить дом в список

Шаг 5. Как добавить данные в анкету Управляющей Организации

Я забыл пароль. Что делать?

Какими ролями могут обладать пользователи портала?

Информация для начала работы с  Отраслевым Интернет-порталом жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга

В целях обеспечения исполнения требований действующего законодательства на Отраслевом Интернет-портале жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга (далее – Портал ЖКХ), размещенном по адресу  www.gilkom-complex.gk.gov.spb.ru, для объединений собственников жилья и управляющих компаний реализована возможность:

  • раскрывать информацию о деятельности организации в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731;
  • заполнять электронные паспорта многоквартирных домов по форме, утвержденной приказом Госстроя от 08.04.2013 № 113 Г/С;

Источник: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_kirovsk/region_hoz/informaciya-o-tszh/

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) в России

Сколько в россии управляющих компаний тсж

В данной статье проведен анализ источников формирования, а так же текущих особенностей развития функционирования такой формы управления имуществом многоквартирных домов как товарищество собственников жилья (ТСЖ). Раскрыты отличия данной формы управления от услуг управляющих компаний, приведены преимущества и особенности применения системы управления в форме ТСЖ для различных видов жилья.

История Товариществ собственников жилья (ТСЖ)

Логическим переходом государственной собственности в частные руки, в период приватизации, начавшейся в 1991 году прошлого века и продолжающейся на данный момент, стало образование различных коммерческих и некоммерческих организаций, управляющих жилым фондом, в том числе и товариществ собственников жилья (ТСЖ). В общем понятии ТСЖ можно охарактеризовать как юридическое лицо, созданное, в форме некоммерческой организации, участниками которой являются собственники одного или нескольких домов, с целью управления находящейся в их общем ведении собственностью. В настоящее время актуальность изучения таких форм управления жилым фондом как ТСЖ, определено наличием существенных проблем в сфере ЖКХ, касающихся: управления финансами; качества оказываемых услуг; вопросов текущего и капитального ремонта; благоустройства территорий и парковочных зон; расселения и переселения граждан из аварийного жилья и т.д. Основная часть проблем затрагивает вопросы эффективности функционирования управляющих компаний, которые в отличии от ТСЖ являются все таки «третьими лицами» по отношению к доверенной им собственности, что обуславливает, как правило, только коммерческий интерес. В таблице 1 представленные принципиальные отличия товарищества собственников жилья от управляющих компаний.

Отличия ТСЖ от УК

Таблица 1 – Принципиальные отличия товарищества собственников жилья от управляющих компаний

Товарищество собственников жилья (ТСЖ)Управляющая компания
Управление многоквартирным домом (домами) осуществляется с учетом пожелания и решения всех собственниковУправление осуществляется, прежде всего, с учетом коммерческой выгоды (прибыли)
Собственники сами определяют поставщиков ресурсовУправляющая компания сама выбирает поставщиков ресурсов
Имеется возможность постоянного контроля за деятельностью ТСЖ со стороны жильцовКонтроль за деятельностью управляющей компании со стороны жильцов затруднен.
Деятельность ТСЖ в основном осуществляется наиболее активными собственниками, которые порой не имеют необходимого опыта в убавлении ЖКХРабота управляющей компании осуществляется специалистами в области ЖКХ, деятельность попадает под лицензирование

Правовой основой, регламентирующей саму возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, устанавливает п.2.ст.

161 ЖК РФ, помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом: управляющей компанией и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).

Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования ТСЖ.

Как представляется логичным, основной целью приватизации и возможности перехода государственной собственности в частные руки, являлась необходимость перенаправления финансового бремени содержания и управления жилыми помещениями на плечи населения.

Особенностью проводившейся в начале 90-х голов прошлого века приватизации, стал сначала переход жилых помещений из государственной собственности в муниципальную собственность, а затем в собственность физических и юридических лиц.

Выделение именно этого способа перехода жилого фонда в частную собственность, имеет свои особенности, т.к. по сути, на протяжении последних 20 лет, многоквартирное жилье из приватизированного фонда, представляло собой конгломераты, т.е.

когда приватизированное жилье принадлежит частным лицам, а нежилые помещения муниципалитетам.

Проводя институционный анализ товарищества собственников жилья, необходимо обратиться к истокам похожих форм управления домовым хозяйством. Переход частной собственности в государственную, произошедший после революции 1917 г., стал первым этапом в организации таких органов управления как домком (домовой комитет).

По сути, сходства домкома и ТСЖ, выражаются только в том, что оба эти объединения созданы с целью управления домом, сами же методы управления, принципы организации и законодательные основы не имею практически ничего общего.

Декрет Президиума ВЦИК «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах», принятый 20 августа 1918 года, стал началом формирования и организации советской системы ЖКХ. Сначала, после октябрьской революции, перешедшими в государственную собственность домами вовсе никто не управлял, вселится в такой дом мог каждый желающий, при этом квартплата была отменена.

Затем наполняемость домов, стала причиной необходимости создания органов управления ими, как раз в этот момент и стали формироваться выше упомянутые домкомы.

Через некоторое время, выяснилось, что такая форма управления общей собственностью как домком, не очень эффективна, на смену ей пришли жилтоварищества и ЖАКТы, затем данные формы сменились специальным уполномоченным органом советской власти – домоуправом. В дальнейшем с развитием системы советской власти, управление многоквартирными домами перешло в компетенцию специальных органов государственной и местной власти (РЭУ, ПРЭО, ЖЭК, ДЕЗы).

История реформирования ЖКХ

Формирование современного законодательства и реформы в области ЖКХ, осуществляемые как на уровне Правительства, так и на уровне субъектов федерации, являются следствием перехода нашей страны к рыночным отношениям, приватизации государственной собственности и развития соответствующих правовых институтов.

Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всех управляющих компаний, в т.ч. и ТСЖ, созданные жильцами нескольких домов.

Так, руководители управляющих компаний, председатели ТСЖ нескольких многоквартирных домов, а так же жилищных кооперативов должны получить квалификационный аттестат для осуществления своей дальнейшей деятельности.

Причиной столь «жестких» мер Правительства по отношению к управляющим компаниям и отдельным ТСЖ стало во – первых злоупотребления управляющих компаний в области представления себя как ТСЖ и получения дополнительных выгод, а так же проблемы качества услуг, оказываемые управляющими компаниями. К сожалению официальная статистика по количеству ТСЖ в России в динамике отсутствует, но отдельные исследователи в области проблем ЖКХ, указывают, что в период с начала 90-х годов до 2013 года динамика количества ТСЖ была положительная, а вот с 2013 года по настоящее время их количество существенно сократилось.

Проблемы ТСЖ сегодня и их причины

На наш взгляд, основной проблемой и фактором формирования отдельных ТСЖ является наличие активистов и профессионалов в области ЖКХ, способных эффективно управлять многоквартирным домом.

В настоящее время, наиболее приемлема данная форма управления для современных новых многоквартирных домов, построенных по новым энергосберегающим технологиям, имеющим современные детские площадки, парковочные зоны, новые коммуникации.

В отличии от старых «хрущевок» и «сталинок», требующих, как правило, высоких затрат на текущий и капитальный ремонт. На эту ситуацию так же можно посмотреть и с других точек зрения (таблица 2).

Таблица 2 – Особенности применения ТСЖ как формы управления для различных видов жилья

Вторичное жильеНовостройки (эконом класс)Новостройки (комфорт класс)
Как правило высокий уровень износа жилого фонда требует дополнительных затрат на проведение текущего и капитального ремонта, что отразится на величине взносов, помимо нормативных. ТСЖ могут не справиться с такими нагрузками и обанкротитьсяНовое жилье, коммуникации, придомовая территория на начальном этапе не требуют существенных затрат после сдачи дома в эксплуатацию, поэтому существенных нагрузок на деятельность ТСЖ в данном плане не будет
Если ТСЖ уже был создан, то как правило в него входят наиболее активные жители различных возрастов и социальных групп, интересы которых не всегда совпадают.Процесс вновь создаваемого ТСЖ, так же может вызвать несовпадение интересов жителей.При формировании органов управления ТСЖ, активистами в основном будут молодые люди (семьи), т.к. именно молодежь в основном приобретает квартиры в данном сегментеПри формировании органов управления ТСЖ, в структуру управления войдут более обеспеченные собственники, что позволит согласовать дополнительные затраты (например на охрану, видеонаблюдение, шлагбаум)

Ни для кого не секрет, что в нашей стране имеется большое количеств людей различных социальных слоев, различного материального достатка, а так же ведущих асоциальный образ жизни, проживающих преимущественно в старых жилых помещениях.

Все перечисленные выше люди являются собственниками имеют соответствующее право голоса при решении общедомовых проблем, при этом из-за возможного «конфликта интересов» формирование эффективного товарищества собственников жилья в некоторых случаях представляется невозможным, что логически приводит к решению жильцов обращаться в управляющие компании. Таким образом, подводя тог выше проведенным исследованиям можно сделать вывод о том, что такая форма управления многоквартирными домами как ТСЖ имеет глубокие корни, уходящие в начало формирование советской власти, при этом на современном этапе ведется постоянная работа над реформированием в области управления ЖКХ, что так же сказывается на существовании и эффективности функционирования такой формы управления как ТСЖ.

Источник: https://abium24.ru/tovarishchestvo-sobstvennikov-zhilya-v-rossii

Взаимодействие управляющих организаций и товариществ собственников жилья

Сколько в россии управляющих компаний тсж

Как осуществляется взаимодействие управляющей компании и товарищества собственников жилья или недвижимости? Этот вопрос постоянно поднимается и обсуждается УК и ТСЖ. Постараемся во всём разобраться.

По жилищному законодательству одной из сторон договора управления выступает управляющая компания. Второй стороной договора управления могут являться не только собственники помещений в МКД, но и ТСЖ, ТСН или ЖСК.

Иными словами, у созданного в доме товарищества есть свобода выбора: управлять МКД самостоятельно, заключить договор обслуживания с подрядной организацией или заключить договор управления с УК, передав ей бразды правления.

Кто должен вносить сведения о домах в ГИС ЖКХ: ТСЖ или УК

Способ управления домом – товарищество

Собственники должны выбрать способ управления многоквартирным домом. Управлять МКД может УК, ТСЖ, ТСН, ЖСК либо это может быть непосредственное управление (ч.2 ст.161 ЖК РФ).

По сути управление МКД состоит из:

  • предоставления коммунальных услуг;
  • выполнения работ и оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества;
  • использования общего имущества – предоставления в пользование или аренду третьим лицам на основании решения общего собрания собственников (ч.3-3.1 ст.44 ЖК РФ).

Все собранные с собственников помещений денежные средства должны идти исключительно на указанные выше цели.

В соответствии с ч.2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в МКД не могут одновременно выбирать в одном МКД 2 способа управления. Но здесь есть один нюанс. В той же самой ч.2 ст.162 ЖК РФ имеется формулировка, которая позволяет выбрав де-юре один способ управления, реализовать де-факто одновременно два способа управления МКД.

Согласно содержанию этой части статьи по договору управления УК по заданию другой стороны в течение определённого в документе срока обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг. При этом, другой стороной договора могут выступать не только собственники помещений в МКД, но и орган управления товарищества собственников жилья.

Таким образом, собственники, избрав на общем собрании способ управления своим домом ТСЖ, могут через этот орган правления заключить договор с УК. При этом, никакого нарушения законодательства не будет.ТСН как орган управления МКД

Важно знать и помнить, что договор управления МКД, заключаемый между ТСЖ и УК, нельзя путать с договором обслуживания домом, заключаемым между теми же самыми ТСЖ и УК. Рассмотрим оба этих случая подробнее.

Договор управления между ТСЖ и УК

В данном случае ТСЖ полностью передаёт функции управления УК вместе с обязанностью по обслуживанию и текущему ремонту общего имущества МКД, предоставлению коммунальных услуг.

В результате взаимоотношения возникают между собственниками и УК. Хотя формально собственники помещений в МКД не являются стороной договора. Но требования к качеству услуг собственники предъявляют к УК, так как договором управления закрепляются их права и обязанности.

При таком взаимодействии ТСЖ:

  • не собирает денежные средства с собственников на управление МКД;
  • не распоряжается собранными с собственников денежными средствами;
  • органы управления товарищества фактически бездействуют, поскольку все функции управления МКД вверены УК;
  • правление и председатель товарищества выполняют лишь функции контроля за действиями УК и имеют право расторгнуть договор управления;
  • оплата работы правления и председателя товарищества может осуществляться на основании решения общего собрания членов ТСЖ. Но поскольку они не являются сотрудниками УК, то данное условие нужно прописывать в договоре управления;
  • срок действия данного договора в жилищном законодательстве не определен, поэтому может заключаться на любой срок;
  • заключать и расторгать такой договор имеет право правление товарищества, решение собрания собственников или членов ТСЖ для этого не нужно (п.4 ст.148 ЖК РФ);
  • договор подписывает председатель товарищества от имени товарищества, действие договора распространяется на всех собственников помещений в доме;
  • товарищество не несёт ответственности и не отвечает за качество услуг и работ и состояние дома;
  • все требования к качеству коммунальных услуг, содержанию и управлению домом, а также требования к раскрытию информации по Стандарту (ПП РФ №731), штрафы и другие меры административного наказания за несоблюдение требований жилищного законодательства предъявляются к УК.
  • с передачей функций управления домом к УК у товарищества отпадает необходимость и обязанность утверждать ежегодную смету доходов и расходов, отчитываться о её исполнении и использовании средств.

ТСЖ, ГИС ЖКХ и штрафы

Договор обслуживания между ТСЖ и УК

При данном способе взаимодействия товарищество не передаёт функции управления домом управляющей компании. ТСЖ может передать УК только некоторые функции или обязанности по собственному усмотрению. Это могут быть, например, услуги по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Таким образом, УК выступает в качестве подрядной организации;

При таком взаимодействии ТСЖ:

  • осуществляет управление МКД, текущее обслуживание, содержание и ремонт общего имущества, а также предоставляет коммунальные услуги;
  • требования к качеству выполняемых работ и оказываемых услуг собственники предъявляют к товариществу;
  • УК не управляет домом и не собирает денежные средства на управление, поэтому не расходует их;
  • УК получает вознаграждение по договору оказания услуг (гл.39 ГК РФ). Стоимость и условия договора обслуживания определяются УК и ТСЖ по взаимному согласию;
  • договор заключается товариществом на основании решения органа правления ТСЖ в строгом соответствии со сметой доходов и расходов на год.

Таким образом, все требования к качеству предоставления коммунальных услуг, содержанию и управлению домом, раскрытию информации по Стандарту (731 Постановление), штрафы и другие меры административного наказания за несоблюдение норм жилищного законодательства предъявляются к ТСЖ.

При наличии вины УК в возникновении ответственности товарищества перед органами контроля, например, при оказании некачественных услуг по текущему ремонту общего имущества в МКД по договору обслуживания, ТСЖ вправе взыскать убытки с управляющей компании как с подрядчика по договору.

Взносы на содержание, обслуживание и текущий ремонт общего имущества МКД утверждаются решением общего собрания членов ТСЖ по смете доходов и расходов товарищества на год. Размер взносов устанавливается одинаковым для всех собственников помещений в МКД независимо от членства в товариществе.Создание ТСН: Подготовка и оформление протокола, бюллетеней ания и решений ОСС

Надеемся, что приведённые выше различия помогли вам понять разницу во взаимодействии управляющей компании и товарищества по договору управления и договору обслуживания.

В первом случае УК является исполнителем работ и услуг по договору управления, собственники – их заказчиком, а ТСЖ лишь сторонним наблюдателем и контролёром. Во втором случае отвечать за всё будет товарищество, а управляющая компания по договору обслуживания будет выступать лишь в качестве подрядной организации и получать вознаграждение по агентскому договору.

Какой способ выбрать – ваше право. Но помните, что при заключении договора управления с УК товарищество теряет право управлять домом и становится “номинальным королём”. При заключении же договора обслуживания у ТСЖ остаётся полное право на управление домом и расходование собранных с собственников помещений денежных средств.

Чтобы орган правления ТСЖ не злоупотреблял своими полномочиями и без согласия остальных собственников помещений в МКД не заключал договор управления с УК, необходимо в уставе товарищества прописать, что правом на заключение договоров управления обладает общее собрание членов ТСЖ. Только в таком случае будет полностью реализована цель создания товарищества – самостоятельное управление МКД собственниками помещений в доме.

Источник: https://roskvartal.ru/tszh-tsn-zhsk/6487/vzaimodeystvie-uk-i-tszh

Анализ рынка управления многоквартирными домами в Российской Федерации

Сколько в россии управляющих компаний тсж

Ассоциация организаций ЖКХ содействия развитию жилищного контроля и надзора (АСЖКН) провела мониторинг жилищного фонда страны.

В результате исследования установлено, что на безбрежном поле по имени «жилищный фонд Российской Федерации» в настоящее время работают 14,8 тыс. управляющих компаний (УК), 73,3 тыс. ТСЖ, 11,5 тыс.

ЖСК и значительным объемом жилфонда управляют непосредственно сами граждане.

Ассоциация организаций ЖКХ содействия развитию жилищного контроля и надзора (АСЖКН) провела мониторинг жилищного фонда страны.

В результате исследования установлено, что на безбрежном поле по имени «жилищный фонд Российской Федерации» в настоящее время работают 14,8 тыс. управляющих компаний (УК), 73,3 тыс. ТСЖ, 11,5 тыс. ЖСК и значительным объемом жилфонда управляют непосредственно сами граждане.

Очевидно, что непосредственное управление собственниками жилья осуществляется в районах с малоэтажным жилищным фондом, в частности, %: Ставропольский край – 67,7; Северная Осетия – Алания – 62,3; Республика Бурятия – 60; области: Омская – 38,2; Тамбовская – 32,1; Вологодская – 32; Республика Саха (Якутия) – 31,7; Приморский край – 30,36.

Распределение жилищного фонда по способу управления

Рост количества ТСЖ был связан с требованием Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» о том, что для получения финансовой поддержки Фонда ЖКХ не менее 10% жилищного фонда в регионе должно управляться ТСЖ. Наибольшая численность ТСЖ на 1 млн кв.

м жилого фонда: в Ивановской – 82; Белгородской – 73,4; Брянской – 62 областях; Москве – 48,5 при средней по стране – 22 ТСЖ на 1 млн кв. м, а минимальное – в республиках Дагестан – 3,5; Чечня – 3,2; Ингушетия – 2,8, и в Чукотском автономном округе только 2 ТСЖ на 1 млн кв. м жилищного фонда региона.

В этих субъектах просматривается перекос в сторону УК.

Ситуация с УК также различна: в некоторых регионах преобладают частные компании, а в других – муниципальные предприятия. Больше всего УК в Республике Саха (Якутии) – 12 на 1 млн кв.

м жилфонда; Камчатском крае – 10,8; Сахалинской области – 10; Чукотском АО – 10; Архангельской области – 10,5; Пермском крае – 8,8; Тюменской области – 8,5; Ханты-Мансийском АО – 8,35; Калининградской области – 8,27 при среднестатистическом показателе в целом по стране 4,45.

Это говорит о том, что данные регионы выбрали УО как наиболее совершенную форму организации управления жилищным фондом. И минимальное их количество в Чеченской Республике – 0,36; Санкт-Петербурге – 1,43; Республике Дагестан – 1,66; Пензенской области – 1,75; Республике Адыгея – 1,9.

Здесь очевидна концентрация жилищного фонда региона в управлении незначительного числа УК, что говорит о недостаточной развитости конкурентной среды в данной сфере.

Качество управления

Посмотрим, влияет ли такая расстановка сил на качество управления жилищным фондом и, если влияет, то каким образом.

Всего за 2013 г. по данным государственных жилищных инспекций субъектов РФ выявлено 1,3 млн нарушений в жилищной сфере, в среднем по стране – 392 нарушения на 1 млн кв. м жилищного фонда.

Наибольшее число нарушений зафиксировано в Республике Коми – 2470, Ярославской области – 1690, Республике Мордовии – 1522, Пензенской области – 1297, Республике Карелии – 1273, Республике Калмыкии – 1161 и Ненецком АО – 1020 нарушений на 1 млн кв. м жилфонда.

Минимальные показатели в Приморском крае – 15, Псковской – 22, Ленинградской – 30, Астраханской – 35, Челябинской – 37 областях, Карачаево-Черкесской Республике – 69, Воронежской – 75, Ростовской – 75, Томской – 76, Новгородской – 86, Тамбовской – 87, Тульской – 99 областях и Алтайском крае – 99.

Имеется еще один объективный показатель – сумма предъявленных штрафных санкций к нарушителям жилищного законодательства Российской Федерации в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Всего за 2013 г.

по данным из тех же источников оштрафовано УК, ТСЖ, ЖСК и непосредственно управляющих жилищным фондом граждан на сумму 1500 млн руб. при среднем показателе 0,46 млн руб. на 1 млн кв. м жилфонда.

Наибольшие показатели здесь имеют Санкт-Петербург – 3,9; Москва – 2,3; Ярославская область – 1,62; Камчатский край – 1,42; Республика Карелия – 1,14; Самарская область – 1,12; Ямало-Ненецкий АО – 1,1; Республика Саха (Якутия) и Костромская область – по 1,01 млн руб. на 1 млн кв. м жилфонда.

В этих регионах работают наиболее результативные государственные жилищные инспекции субъектов РФ. Отсюда можно сделать вывод, что строгий спрос с нерадивых управленцев в жилищной сфере, применение экономических рычагов влияния в этих вопросах – объективная необходимость в рыночных условиях управления МКД.

И для контраста: наименьшее количество штрафных санкций наложено в Тамбовской – 0,01; Псковской и Челябинской областях – по 0,02 млн руб. на 1 млн кв. м жилого фонда, т. е. там, где и нарушений госжилинспекции практически не выявили.

Здесь просматриваются мягкотелость и низкий уровень требовательности органов госжилнадзора к управляющим жилищным фондом организациям, что явно не идет на пользу гражданам, проживающим в этих регионах: быть «добренькими» за счет снижения уровня качества предоставляемых населению жилищных и коммунальных услуг неприемлемо.

Лицензирование управляющих МКД

Даже при таком в принципе поверхностном анализе становится понятно, что проблемы в этой сфере имеют глубинный характер и их не решить простыми методами, так как прямые действия срабатывают не всегда.

В последнее время в обществе появились завышенные ожидания относительно введения лицензирования управляющих жилищным фондом организаций. Стало бытовать мнение, что этот путь – единственное спасение отрасли. Но это не совсем так.

Безусловно, вводимые меры будут способствовать дальнейшему наведению порядка в жилищной сфере.

В сочетании с иными формами работы, такими как подробное раскрытие информации о деятельности УК, осуществление новых подходов в вопросах надзора и контроля в жилищной сфере и совершенствование взаимодействия с общественными организациями, будут происходить позитивные изменения.

Но, изучая представленную таблицу, начинаешь понимать многоплановость, противоречивость и сложность ситуации. И если мы решим оценить весь жилищный фонд страны по ряду объективных параметров, например количеству жилищного фонда в каждом регионе, сроку эксплуатации, капитальности, этажности, степени благоустройства и комфортности, географическому и климатическому расположению регионов, то картина получится еще более неоднородная.

Тем не менее все наши усилия должны быть направлены на безусловное решение задач, поставленных в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

В проекте Федерального закона № 448902-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами), внесенном депутатами Государственной Думы, предлагается возложить функции лицензирования на органы государственного жилищного контроля и надзора, поэтому члены АСЖКН обсудили этот законопроект и высказали свои соображения.

Полностью с Анализом рынка управления многоквартирными домами можно ознакомиться в журнале “Управление многоквартирным домом”.

Журнал «Управление многоквартирным домом» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов управляющих компаний, ТСЖ, ЖК и ЖСК, а также СРО, ассоциаций и инициативных собственников недвижимого имущества. Подписавшись на журнал, вы найдете передовой опыт, методики, стандарты и способы управления МКД, информацию о взаимодействии управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК с органами власти.Также выпускается в удобной электронной версии.

Источник: https://www.gkh.ru/article/94298-analiz-rynka-upravleniya-mnogokvartirnymi-domami-v-rossiyskoy-federatsii

Ук или тсж: что лучше

Сколько в россии управляющих компаний тсж

Товарищество собственников жилья или управляющая компания, ТСЖ или УК, что лучше? Всегда актуальный вопрос в сфере предоставления услуг ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства).

Многие собственники практически не задумываются о том, кто осуществляет управление их многоквартирным домом и в каком порядке.

А те, кто интересуются этим, до сих пор не знают явных преимуществ той или иной формы управления.

Товарищество собственников жилья

Данная форма управления является некоммерческой. В качестве участника общественных отношений ТСЖ является юридическим лицом. Так же, как и другие организации, ТСЖ проходит установленную законом процедуру регистрации юр. лиц и также берёт на себя некоторые обязательства.

Согласно нормам жилищного законодательства учредить ТСЖ могут собственники квартир одного или нескольких находящихся рядом многоквартирных домов. Целью учреждения такой организации является осуществление управления имуществом, являющимся общим для всех собственников. Уставом организации могут быть определены и иные цели, не противоречащие положениям законодательства.

Что понимается под общим имуществом всех собственников квартира в многоквартирном доме.

Это:

  • подъезды;
  • чердачные помещения;
  • помещения технического назначения;
  • придомовые участки;
  • отопительные котельные помещения;
  • парковочные места (в некоторых случаях гаражи);
  • придомовые участки земли;
  • иные строения культурного значения и так далее.

Так как в ведении организации будут находиться довольно обширные территории, то и учреждение такой организации возможно лишь при условии согласия более половины собственников жилья в соответствующих многоквартирных домах.

Жилищное законодательство ограничивает количество многоквартирных домов, которые могут быть под управлением одной организации.

Учреждается ТСЖ на основе документа – соглашения собственников, которое в обязательном порядке подлежит нотариальному удостоверению. После учреждения организации, на первом собрании всех собственников избираются управляющие лица, которые будут осуществлять деятельность, направленную на достижение целей учреждения.

Перечень полномочий управляющих лиц в ТСЖ определяется уставом организации, также утверждаемым анием собственников. Основными задачами, однако, остаются предоставление услуг ЖКХ и контроль над правильным использованием общего имущества.

Управляющая компания

В отличие от ТСЖ, управляющая компания является коммерческой организацией, которая учреждается частными лицами. Функции управляющей компании практически идентичны задачам ТСЖ.

Однако имеются некоторые особенности:

  1. УК учреждается частными лицами, вне зависимости от того, являются они собственниками жилья в подконтрольных многоквартирных домах или нет.
  2. УК является предпринимательской структурой, ведущей свою деятельность на основе коллективного либо индивидуального соглашения с собственниками жилья.
  3. Данная организация должна иметь резервные фонды, запасы денежных средств, так как несёт материальную ответственность перед контрагентами в пределах всего своего имущества.
  4. УК обеспечивает поставку коммунальных услуг либо сама их поставляет и определяет тарифы, предварительно согласовав их с собственниками жилья.

Однако УК может быть образована и по инициативе самих собственников жилья, путём объединения нескольких, стоящих рядом многоквартирных домов. Однако при этом сами собственники не смогут осуществлять управление организацией и каким-либо образом участвовать в управлении.

УК является независимым хозяйствующим субъектом, главной целью которого является получение прибыли.

В чём разница?

Итак, чем отличается ТСЖ от УК? Хотя целями создания и той и другой организации являются одни и те же задачи, но между собой они принципиально различаются. По статистике на сегодняшний день более 80% многоквартирных домов на территории Российской Федерации находятся под управлением УК. ТСЖ предпочтение отдают лишь небольшие 20% собственников квартир.

Всё дело в том, что когда распались советские структуры осуществления домоуправления, первыми им на смену пришли именно управляющие компании. ТСЖ как форма домоуправления пришла в Россию относительно недавно и ещё не так сильно развита.

Отличия же между ТСЖ и УК заключаются в следующем:

  1. ТСЖ является некоммерческой структурой, а основной задачей УК является ведение предпринимательской деятельности.
  2. Управляют товариществом коллективно, то есть каждый собственник в каждом жилье вправе участвовать в управлении. В то же время в УК полное хозяйственное управление и принятие решений осуществляется должностными лицами и учредителями, без учёта мнения собственников квартир.
  3. Поле деятельности ТСЖ территориально и функционально ограничено, тогда как УК может осуществлять и иные виды предпринимательской деятельности, осуществлять управление бесчисленным множеством многоквартирных домов.

Пожалуй, самое принципиальное, чем отличаются друг от друга эти организации, заключается в вышеуказанном. Но не стоит забывать, что выбор той или иной организационной формы домоуправления не лишает собственников квартир права использовать преимущества другой формы. Так, специалисты рекомендуют учредить ТСЖ, которое будет заключать функциональные соглашения с УК.

Ведение деятельности одновременно двумя организациями позволяет снять нагрузку с самих собственников жилья, но вместе с тем сохранить в некоторой степени участие собственников в управлении вопросами ЖКХ.

Плюсы и минусы

Трудно ответить что лучше. Сравнивая отрицательные и положительные стороны УК и ТСЖ необходимо выделить преимущества и недостатки каждой из указанных форм домовладения.

Так, преимуществами УК являются следующие факторы:

  • расходование средств осуществляется планово, согласно хозяйственному балансу предприятия, что обеспечивает экономию и целевую трату;
  • перед поставщиками услуг ЖКХ ответственность полностью несёт УК, а собственники будут нести материальную ответственность перед УК согласно гражданско-правовому договору;
  • как правило, управляющие компании и их должностные лица признаются более квалифицированными в вопросах ЖКХ и решении спорных ситуаций.

В качестве недостатков УК можно выделить следующие обстоятельства:

  • в принятии решений, даже ответственных и важных для собственников квартир, их мнение не учитывается;
  • целью УК является экономия собственных средств, а не средств собственников квартир.

В свою очередь, стоит отметить следующие положительные стороны ТСЖ:

  • ТСЖ, распоряжаясь общим имуществом, может получать прибыль и направлять её на удовлетворение общих нужд собственников квартир;
  • практически все решения, касающиеся распоряжения средствами ТСЖ, распоряжения общим имуществом принимаются при участии каждого собственника квартиры;
  • оплата услуг ЖКХ также контролируется самими жильцами;
  • жильцы имеют возможность сэкономить деньги, если смогут грамотно распределить средства ЖКХ.

В качестве отрицательных черт ТСЖ можно указать следующие факторы:

  • по всем обязательствам ТСЖ отвечают сами собственники квартир;
  • так как управление осуществляется самими жильцами, то и обеспечить грамотный менеджмент также не всегда представляется возможным.

Вместе с тем стоит отметить, что управляющие компании зачастую привлекались к ответственности в административном, а их должностные лица – в уголовном порядке, так как подозревались и обвинялись в преступлениях. Так, очень частым явлением считаются мошеннические действия со стороны УК с целью присвоения денег жильцов. В итоге УК объявляют банкротом, а жильцы остаются без средств для обеспечения задач УК.

По этой причине многие специалисты рекомендуют учреждать ТСЖ и в дальнейшем, в зависимости от ситуации, заключать соглашения с управляющей компанией на оказание услуг ЖКХ.

В сфере заключения соглашений с поставщиками услуг ЖКХ ТСЖ ничем не ограничены. Они могут выполнять те же задачи, что и УК, но уже под полным контролем самих жильцов.

Однако проблему долгов недобросовестных соседей не может решить ни одна из указанных организаций. ТСЖ вынуждено закрывать глаза на таких соседей, чтобы продолжать свою деятельность, а УК в своих предпринимательских целях просто перераспределяет скопившиеся долги таких соседей на других, которые регулярно оплачивают услуги ЖКХ. Так что и в этом плане преимущество сохраняется за ТСЖ.

В любом случае всё зависит от самих жильцов. Каждый из них должен ответственно относиться к своим обязательствам и активно участвовать в сфере домовладения. Лишь в таком случае можно будет добиться справедливого распределения бремени под названием ЖКХ.

Источник: https://ZhiloePravo.com/zhkh/tszh/uk.html

Сфера закона
Добавить комментарий